ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Дек. 3, 2025

Атомный взрыв мозга

Рейтинг: 0

Автор: Виталий Цепляев. Аргументы и Факты Москва

Стране нужны не придатки ИИ, а думающие живые люди, считает учёный Алексей Савватеев.

Чтобы понимать, как летает самолет, нужно написать систему из огромного количества дифференциальных уравнений. Не потому ли у нас чудовищный провал в гражданской авиации, что нынешние инженеры кое-как учились в школе? И не с капитального ли ремонта системы образования нужно начинать, чтобы этот провал устранить?

Об этом накануне Дня математика aif.ru поговорил с членом-корреспондентом РАН, доктором физ.-мат. наук, математиком в третьем поколении Алексеем Савватеевым.

«Неучи вышли на авансцену истории»

Виталий Цепляев, aif.ru: Алексей, в следующем году «АиФ» планирует выпустить серию материалов, посвященных 35-летию распада СССР. Вы говорите, что Советский союз «грохнуло поколение неучей». И в то же время хвалите советскую систему образования. Нет ли здесь противоречия?

Алексей Савватеев: Ни малейшего. Дело в том, что в Советском Союзе было несколько систем образования. Сначала, в 1920-е годы, стояла задача ликвидации безграмотности, надо было что-то делать с миллионами беспризорников. До нормального образования тогда никому не было дела. Одновременно разные прогрессисты вроде Луначарского пытались применить у нас опыт американских реформ в педагогике. Был в США такой человек по имени Джон Дьюи, который считал, что ребенок сам должен решать, чему ему учиться, и что практика важнее любой теории. Но где-то в начале 1930-х эти эксперименты у нас свернули. Сталину стало ясно, что выпускники «новой школы» к обучению в вузе малопригодны, что инженерная смена, так необходимая для индустриализации страны, не подрастает. Потому что в школе все-таки надо получать фундаментальные знания. И вернулись к модели царской гимназии, распространив ее, грубо говоря, на всю страну. Так начался период расцвета советского образования. Но в годы хрущевской оттепели опять подняли голову какие-то люди, которых при Сталине хорошенько упаковали «под ковер», и опять попытались все реформировать, только уже на новый лад. Мол, все педагоги должны знать теорию на высоком уровне. Учитель, скажем, ведет математику в младших классах, а от него требуют, чтобы он знал матанализ и мог школьнику излагать материал с точки зрения современной науки. А поскольку дети освоить такой сложный материал не могли, то объяснение начали подменять зубрежкой и натаскиванием. Именно тогда стали применять трюк, который широко практикуется сегодня — вместо понимания предмета давать ребенку навыки решения задач. И уже в 1970-х советское образование стало проседать. Старая гвардия, которая еще помнила, как надо учить, постепенно уходила. А молодые педагоги стали приспосабливаться и делать вид, что учат. Вместо заслуженных «двоек» детям ставили «тройки». Из-за пресловутых «кипиаев», введенных тогда, школам стало невыгодно оставлять ученика на второй год — его хоть за уши, но стали дотягивать до выпуска... И вот проходят годы, эти неучи выходят на авансцену истории и говорят: так, мы на халяву получили свои оценки, может, нам и остальное на халяву получить? И вообще, зачем нам нужен этот Советский Союз, в котором работать надо — давайте его на хрен распустим! Это поколение действительно грохнуло СССР, и мы до сих пор пожинаем плоды прихода этого поколения к власти.

— А сегодня неучей становится больше или меньше? Недавно Институт психологии РАН провел опрос, и оказалось: 20% россиян уверены, что Солнце вращается вокруг Земли, 16% считают, что люди и динозавры жили в одно время. То есть каждый пятый-шестой не знает элементарных вещей. Чем это объяснить?

— Я вам больше скажу: 73% молодежи до 25 лет не знают, куда впадает Волга. Среди людей старшего поколения этого не знают только 18%. Неучей становится так много, что это уже угрожает будущему страны.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни