Прикольное. Четырехугольное...
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Комсомольская Правда (толстушка - Россия)
Почему за странное современное искусство платят миллионы?
На аукционе «Кристис» на днях продали картину французского художника Ива Кляйна. Цена сделки - 18 млн евро (на минуточку, 1,6 млрд рублей). «Калифорния» - это четырехметровое полотно, залитое синим цветом. Ни портретов, ни пейзажей. Просто синий прямоугольник. И за это отдали сумму, на которую небольшой российский город вроде Калуги может жить месяц! «КП» разбиралась, почему современное искусство такое дорогое и зачем его покупают.
Придумал свой цвет
Кто же такой Ив Кляйн? Родился в 1928 году в семье художников в Ницце. Никогда не учился живописи, зато изучал морское дело и иностранные языки. До того как стал знаменитым, зарабатывал, проводя тренировки по дзюдо, несколько месяцев жил в Японии, обучался единоборствам и первым из европейцев получил черный пояс. Но спортивная карьера не сложилась, а вот художественная пошла в гору. Кляйн начал выставлять свои монохромные работы - полотна, залитые одним цветом. В 1957 году художник придумал «свой» синий цвет. Разработал пигмент, который дает особенный оттенок. Даже запатентовал формулу, но никому не продавал - пользовался исключительно сам. Широкую известность ему принесла одна выставка. К гостям вышли обнаженные модели, покрытые синей краской, и художник рисовал телами девушек.
Такие работы Кляйн называл антропометрией. Мастер много экспериментировал - рисовал с помощью огнемета, подставлял холсты под дождь, использовал в качестве краски золото... Умер художник в 1962 году в 34 года от сердечного приступа...
Другой пример, когда не знаешь, чему больше удивляться - самой работе или ее цене, - творение британского художника Дэмьена Херста, выставленное в Лондоне в 1991 году. За вычурным названием «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» скрывалась 4-метровая туша тигровой акулы в прозрачной ванне с формалином. Такое мы и в Кунсткамере видели, скажет искушенный зритель. Но художник уверял: созерцание дохлой акулы натолкнет человека на важные мысли о жизни и смерти. В итоге акулу купил один из коллекционеров, по слухам, за 12 млн долларов.
За успешным художником стоит продюсер
Но почему люди готовы выкладывать за современное искусство миллионы?
- Аукцион - это игра для взрослых, - объясняет известный питерский художник и галерист Алексей Сергиенко. - Еще один фактор - люди покупают рекламную кампанию. Человек хочет показать, что может позволить себе картину за безумные деньги. У меня был случай, когда на бизнес-форуме я продал свою визитную карточку в виде волчка из бронзы за миллион рублей. Покупатель пришел на форум специально, чтобы приобрести что-нибудь маленькое и дурацкое за большие деньги. Всем было интересно, что за человек покупает визитку за миллион. К нему подошли люди, он познакомился и продал им свои услуги. Та же история с акулой. Тот, кто купил ее, установил ванну в своем здании на Манхэттене. И тут же поднял стоимость аренды в разы. Люди хотели снять офис в том месте, где находится скандальное произведение искусства. А вот арт-критик Лиза Савина отмечает, что современное искусство ценится не за портретное сходство или точность пейзажей, а за концепции и идеи. И за возможность дохода. Отдавая миллионы, покупатели рассчитывают получить прибыль. За несколько лет цена такой работы может вырасти на 100, а то и на 500 процентов.
- Арт-рынок можно сравнить с рынком ценных бумаг или криптовалют. Цена на биткоин никого не смущает? А он вообще ничем не обеспечен, - говорит эксперт. - Цены на арт-рынке определяются именем художника, а еще легендой, которая создана вокруг его работы.
Чтобы оказаться в топе, художнику мало придумать что-то оригинальное. Надо дружить с галеристами, критиками, журналистами. Картины должны несколько лет повисеть в известных галереях, продаться. Тогда ценник растет. Иногда хитрые продюсеры выставляют работы на аукционы втридорога и сами же их выкупают. Это создает нужный фон вокруг художника.
- У меня есть своя методика: я вывел 64 пункта, которые влияют на стоимость произведения современного искусства, - говорит Алексей Сергиенко. - Здесь важно абсолютно все. Как только парочка пунктов просела - цена падает. И личность автора - на первом месте. Чтобы стать дорогим художником, нужно стать интересным человеком, попасть в инфополе.
Может ли любой желающий излить на холст свой внутренний мир в виде пары линий и трех клякс и на этом заработать?
- Чтобы дорого продать картину, должно совпасть все. Но главное - то, что ты делаешь, должно быть искусством. Если ты не создаешь вещи, которые вдохновляют людей, интересуют или как-то меняют жизнь, то дорого ты это не продашь. Это будет просто сувенирная продукция или интерьерная живопись. Но не искусство! - убежден Сергиенко.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.